Ребёнок – не сосуд,  который надо заполнить

          Ребёнок – это факел, который надо зажечь,                     

А зажечь его может только тот–  кто горит сам.

                               Древнегреческая заповедь

 

«Хранитель памяти»

Номинация «Экспонат»

Церковный подсвечник с изображением Герба Московского царства

времён царя Фёдора Иоанновича.

        В дни правления царя Фёдора Иоанновича «Блаженного» (1584-1587 гг) на гербе России между коронованными головами двуглавого орла появился знак страстей Христовых: так называемых «голгофский крест». Крест на государственной печати был символом православия, придающим религиозную окраску гербу государства. Автор данного экспоната неизвестен.

      Подсвечник находился в церкви села Большая Сакма «Казанской Божьей Матери». Во времена разгрома церкви, в  1936 году,  подсвечник смогла спрятать у себя Бабошкина Вера Андреевна и бережно хранила долгие годы. В 2004 году, на 96 –м году жизни, почувствовав себя плохо, она передала церковный символ своей внучке Бабошкиной Наталье Михайловне. В семье Натальи Михайловны решили, что данная святыня, как память об исторических временах, должна храниться в краеведческом уголке школы с. Большая Сакма.

      Данный подсвечник является одним из предметов  в группе экспонатов, относящихся к символам христианского культа и используется для изучения истории государства Российского. 


 

 

 

История нашей школы

В старые времена в селе было две приходских школы. Обе находились на правом берегу р.Сакма. Одна школа для дево­чек, а другая для мальчиков. Учил дьякон Алексей Григорье­вич Плохов. Изучали арифметику, чтение и закон божий. За не выученный урок били квадратиком, линейкой и ставили на горох. К детям зажиточных крестьян относились лучше. Вот, например, Югматова Анастасия поступила в семинарию. Детям же бедняков поступить в семинарию было невозмож­но. Да и сами родители часто не пускали своих детей в шко­лу.

В настоящее время в селе основная школа. Она была по­строена в 1968 году. До 1991 года школа была восьмилетней. В 1991 году после реорганизации школа стала средней.   В школе оборудован кабинет домо­водства, в котором обучаются школьному мастерству. Име­ется кабинет информатики, столовая на 60 мест. Возле шко­лы располагается учебно-опытный участок.

С 2009 года школа вновь основная. В настоящее время в школе обучается 53 ученика. Занятия прохо­дят в одну смену. Есть одна группа продлённого дня.

В педагогическом коллективе трудятся 13 человек. Из них 9 с высшим образованием, 4 со среднем.

Не смейте забывать учителей. 

очерк

Не смейте забывать учителей.

 

Автор: Петрова Валентина Валентиновна

Спасибо вам, учителя,

Как матерям, за все спасибо!

Светлее рядом с вами жить.

И знаем - поздно или рано

Иное можно позабыть,

Но позабыть о вас нельзя нам.

 

Сейчас много пишут и говорят «Учителями славится Россия!». 

Рядом с нами живут, работают, учат нас интересные люди, наши учителя. Мы никогда не интересуемся их здоровьем, увлечениями, ничего о них не знаем. А ведь у каждого из них есть свой, особый мир. Кто-то любит шить и вязать, выращивает чудные цветы, владеет в совершенстве компьютером, а кто посвящает всю себя без остатка своим детям ,внукам и правнукам. Именно в Год Учителя мне захотелось  рассказать о Подгорновой Наталье Федоровне.

Кто эта маленькая женщина? С таким вопросом я обратилась к маме, которая сказала, что это учитель истории.   В школьном музее я взяла автобиографию Натальи Федоровны, из которой  узнала о  её нелегкой судьбе. 

 Наталья Федоровна  родилась 11 сентября 1924 года в селе Монастырском Баландинского района Саратовской области.

Училась в Монастырской неполной средней школе. Во время каникул помогала взрослым в колхозе.

После окончания 5 класса всё лето работала в яслях няней. Детей родители домой на ночь не брали, так как уходили на работу рано утром и приходили поздно вечером. Зайдут после работы, посмотрят их и уходят. Были и грудные дети, их возили за семь километров в поле кормить к матерям два раза в день.

В 1939 году поступила учиться в Аткарское педучилище. Наталья Фёдоровна рассказывает: «Когда началась Отечественная война, педучилище заняли под госпиталь, а мы учились в бывшем общежитии, где было всего три комнаты. Занятия проходили в несколько смен. Уроки были по 30 минут, а иногда и меньше.

Осенью 1941 года приехала на учёбу 15 сентября, а нас,  девочек, отправили на окопы под Татищево. Туда ехали в вагоне- теплушке. Осень морозная была, земля вся промёрзла, таскали солому и жгли, а потом топорами, лопатами, ломом копали окопы. Жили в большом доме с женщинами». Затем Наталью Федоровну  отправили в Аткарск с женщинами, у которых закончился срок работы на окопах.

По окончании училища её  с подругой из Аткарска направили работать в Приморский край. Новызова долго не было, и заведующий районо Баланды направил Наталью работать в село Малая Екатериновка, учителем начальных классов и учителем истории. Работала в две смены. В первом классе был только один русский ученик, а остальные украинцы. В 7 классе ученики были переростки, старше самой учительницы на год, на два.  Время было военное, и  Военкомат  заставил  её, ещё молодую девушку, преподавать военное дело, так как в педучилище этот предмет стал во время войны главным и преподавал его  унтер офицер старой армии.

В  школе мальчики стояли часовыми, причём с винтовками: у входа в школу, в коридоре и около учительской. Менялись каждые два часа, так как в селе ловили много дезертиров. Даже в доме, где были квартиры учителей, на чердаке был пойман  дезертир. Проработала Наталья Федоровна в этой школе до 1943 года.

Затем переехала домой в Монастырское, стала учителем истории до 1944 года. В 1944 году поступила заочно в Саратовский учительский институт, а осенью 1945 года перевелась на очную форму обучения. Закончила его в 1947 году. Направление дали в Татищево, но места не оказалось, и её направили в  Чапаевский район, село Наумовку, учителем истории и завучем. Через год   неполную среднюю школу закрыли, осталась только начальная.  Так Наталья Федоровна стала работать в селе Большая Сакма  учителем истории и географии, где  проработала до 1985 года.

 Ребятам  нравились уроки истории. Наталья Федоровна  много рассказывала о раскопках, что археологи находили при раскопках скифских курганов, о пирамидах Хеопса и т. д. Под руководством Натальи Фёдоровны ребята изучали историю родного села, происхождение его названия, откуда  возникли названия частей деревни «Стригаи», «Тамбосы», «Карпели», «Мавринский».

Старожилы очень охотно рассказывали ребятам  всё об истории Сакмы.  Для школьного музея собирали   старинные  рубели, скалки, вальки,  утюги печные,   детали от ткацкого станка. Очень интересный материал  собрали о тружениках села, о жизни села в годы войны, первых женщинах - трактористках, о героях земляках. Им  даже письма с фронта отдавали.

Сейчас Наталья Федоровна находится на заслуженном отдыхе, и все свободное время посвящает свои детям, внукам и правнукам.

Podgornova_N.F.rar

 

 

 

 

Бесплатный хостинг uCoz